Лекция 2
1.
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
— основа для понимания подведомственности дел.
Конституция РФ и
Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской
Федерации" наделяют судебный орган конституционного контроля широкими
полномочиями.
Так,
Конституционный Суд РФ:
1) решает дела о
соответствии Конституции РФ:
а) федеральных
законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной
Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;
б) конституций
республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ,
изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и
совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной
власти субъектов РФ;
в) договоров
между органами государственной власти РФ и органами государственной власти
субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает
споры о компетенции:
а) между
федеральными органами государственной власти;
б) между
органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов
РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) дает толкование Конституции РФ;
4) дает
заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента
РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
Кроме названных,
Конституционный Суд РФ может осуществлять иные полномочия, предоставленные ему
Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными
законами. Суд может также пользоваться правами, предоставленными ему
заключенными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее
субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и
предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
В качестве иного
полномочия, не предусмотренного специальным законодательством о Конституционном
Суде РФ, можно назвать право Конституционного Суда РФ по запросу Президента РФ
проверять до назначения референдума соблюдение условий, предусмотренных
Конституцией РФ. При положительном решении Конституционного Суда РФ Президент
РФобязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня
поступления к нему такого решения. В противном случае прекращаются все
действия, предусмотренные законом о референдуме.
Следует
подчеркнуть, что высший орган конституционной юстиции решает исключительно
вопросы права. Конституционный Суд РФ в процессе своей деятельности не должен
решать вопросы, входящие в компетенцию других судов и иных органов. В
частности, в определении Конституционного Суда РФ от 20 ноября 1995г. Суд
отметил, что он решает исключительно вопросы права и должен воздерживаться от
рассмотрения дел, в которых, по сути, преобладают аспекты политической
целесообразности.
Касаясь вопроса
о полномочиях Конституционного Суда РФ, следует обратить внимание на следующее.
Во-первых, полномочия Конституционного Суда РФ по сравнению с ранее
действовавшим законом значительно расширены. Сегодня Конституционный Суд РФ
осуществляет проверку конституционности законов по запросам судов, обладает
правом толкования Конституции РФ. Во-вторых, сделано все для деполитизации
деятельности Конституционного Суда РФ. В частности, по действующему
федеральному конституционному закону, Суд уже не рассматривает дела о
конституционности партий, общественных объединений, дела о конституционности
действий и решений всех высших должностных лиц РФ и ее субъектов, а также о
даче заключений о наличии оснований для отрешения от должности этих лиц.
Являясь органом
правовой охраны Конституции РФ, Конституционный Суд РФ не вправе проверять
конституционность самого Основного закона - Конституции РФ ни по каким
параметрам. Компетенция Конституционного
Суда РФ не распространяется на.проверку конституционности конституционных
положений, они не могут быть признаны недействующими3.
Вместе с тем Конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного
контроля проверяет соответствие нормативных актов только Конституции РФ, но не
отраслевому законодательству. Это означает, что оспариваемая норма должна быть
соотнесена с конкретной конституционной нормой, на которой она
основана. Более того, если Конституция РФ не
содержит понятия какого-либо института, следовательно, "отсутствует
нормативная основа для решения Конституционным Судом Российской Федерации
вопросов, поставленных в обращении, и оно является беспредметным".
Касаясь
отдельных видов полномочий Конституционного Суда, следует обратить внимание на
некоторые их особенности.
Участники конституционного
судебного процесса.
Понятие
участника конституционного судебного процесса. Стороны в конституционном
судопроизводстве. Представители сторон.
Иные
участники конституционного судебного процесса. Процессуальные права, процессуальные обязанности
и процессуальные действия заявителя. Процессуальные права заявителя. Процессуальные права, которые
заключаются в возможности влиять на судьбу конституционного судебного процесса.
Процессуальные права – гарантии
доступности конституционного правосудия и эффективной судебной защиты.
Процессуальные права, направленные на содействие Конституционному Суду в
осуществлении конституционного правосудия.
Процессуальные обязанности заявителя.
Форма совершения процессуальных действий заявителя.
1. Понятие участника конституционного судебного процесса.
Конституционный судебный процесс
осуществляется посредством
совершения процессуальных действий его участниками, к которым Закон о Конституционном
Суде РФ относит стороны, их представителей, свидетелей, экспертов, переводчиков
(ст. 52).
Участником конституционного судебного процесса считается «лицо, участвующее в деле, которое, независимо от степени и мотива, непосредственно юридически заинтересовано в разрешении дела по существу, выступающее в процессе от своего имени и влияющее на его ход в силу обладания процессуальными правами, дающими ему такую возможность».
Всех участников конституционного
судебного процесса можно подразделить на две группы.
К первой группе относятся обязательные участники,
без которых невозможен сам процесс: Конституционный Суд РФ, выполняющий в конституционном судебном
процессе главную функцию - осуществление правосудия; стороны, действия и
интересы которых в процессе противоположны друг другу.
Вторая группа представлена факультативными
(необязательными) участниками. Ими являются: представители сторон, эксперты,
переводчики, свидетели, специалисты, работники суда, обеспечивающие деятельность
суда.
Деление
участников конституционного судебного процесса на группы в некоторых случаях
условно. Так, адвоката, юриста как представителя стороны может и не быть в
процессе, т. е. сторона сама решает, как она будет осуществлять режим отстаивания
собственных интересов, но при процессуальном вступлении в дело представителя он
автоматически переходит в первую группу, поскольку полностью заменяет сторону в
процессе. В этом случае представитель стороны должен быть, безусловно, отнесен
к группе обязательных участников.
Эксперты,
переводчики, свидетели, специалисты в процессе являются лицами, оказывающими
содействие осуществлению конституционного правосудия.
Для
участников конституционного процесса (кроме самого суда) предусмотрены общие
правила поведения в процессе: при входе судей Конституционного Суда РФ в зал
заседания, а также при их выходе из зала участники процесса обязаны встать;
стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на
вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после
предоставления им слова председательствующим. При необходимости с разрешения
председательствующего участнику процесса может быть предоставлена возможность
выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы сидя. Законом определены
формы официального обращения к Конституционному Суду РФ и судьям. Так,
обращаясь к ним, участники процесса должен употреблять словосочетания:
"Высокий Суд" или "Уважаемый Суд", "Ваша честь"
или "Уважаемый председательствующий", "Уважаемый судья". Кроме
того, участники процесса, при обращении к сторонам и другим участникам
процесса, а равно при упоминании их в выступлениях должны использовать
словосочетания: "Уважаемая сторона", "Уважаемый представитель
стороны", "Уважаемый свидетель", "Уважаемый эксперт".
Установление в законе данных правил этикета дисциплинирует участников процесса,
исключает грубое обращение друг к другу.
2.
Конституционный Суд – основной участник
конституционного судебного процесса.
В законе Конституционный Суд не
указан
в перечне участников судебного процесса, однако он
относится к субъектам процесса, наряду со сторонами и
участниками, содействующими осуществлению конституционного правосудия.
Объем их процессуальных прав
и обязанностей различается. Наиболее
широкими процессуальными
правомочиями, позволяющими непосредственно влиять
на ход процесса, обладают Конституционный Суд, а
также стороны.
Конституционный Суд является
органом судебной власти, осуществляющим правосудие.
Он наделен процессуальными правами
и обязанностями, связанными с
рассмотрением в заседаниях
всех вопросов, относящихся к
полномочиям
Конституционного Суда РФ.
Так, Конституционный Суд в заседании принимает решение о назначении дел к
слушанию, о разрешении дел без проведения слушания, об отказе в принятии
обращения к рассмотрению. Суд может соединить в одном производстве дела по
обращениям, касающимся одного и того же предмета. Конституционный Суд своим
решением может освободить гражданина, подавшего жалобу на нарушение его
конституционных прав неконституционным законом,
с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины
либо уменьшить ее
размер. По рассматриваемым делам
Конституционный Суд вправе требовать
предоставления документов, дел,
сведений, консультаций и пр. Суд принимает итоговое и иные решения.
Участниками конституционного судебного
процесса являются Председатель Конституционного Суда, его
заместители, судьи.
Председатель Конституционного Суда
РФ распределяет обращения
между судьями для
предварительного изучения; руководит
подготовкой заседаний Конституционного Суда, созывает их и
председательствует на них.
В ходе слушания дела Председатель, удостоверившись в наличии кворума,
открывает заседание, убеждается
в явке участников
процесса, проверяет
полномочия представителей сторон,
разъясняет сторонам и их
представителям их права и обязанности. Председатель вносит на обсуждение
Конституционного Суда вопросы,
подлежащие рассмотрению вего
заседаниях; подписывает
протокол заседания, осуществляет иные полномочия от имени Конституционного
Суда.
Заместители Председателя Конституционного Суда РФ осуществляют по
уполномочию Председателя Конституционного Суда
его отдельные полномочия, а
также выполняют иные
обязанности, возложенные на них
Председателем.
Особые права и обязанности
имеет судья– докладчик, ответственный
за изучение обращения и
подготовку дела к
слушанию, составление проекта решения Конституционного Суда.
При этом судья-докладчик истребует необходимыедокументы и
иные материалы, поручает
производство проверок,
исследований, экспертиз, пользуется консультациями
специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в
заседании определяют круг
лиц, подлежащих приглашению и
вызову в заседание,
дают распоряжения об
оповещении о месте и
времени заседания, а
также о направлении
участникам процесса необходимых
материалов.
В случае если в силу сложившихся обстоятельств судья-докладчик в
течение длительного времени
не может исполнять
свои обязанности, он должен
передать обращение Председателю
Конституционного Суда для назначения другого судьи-докладчика.
Участниками конституционного судебного
процесса являются судьи, обладающие процессуальными
правами и обязанностями, которые позволяют им влиять на ход процесса. Судьи вправе без ограничения задавать вопросы участникам процесса
и снимать их. Судьи в процессе заседания не должны прерывать своими
комментариями и репликами
объяснения сторон,
выступления экспертов и
показания свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы,
указания и распоряжения
председательствующего в заседании
Конституционного Суда. Судья имеет право на самоотвод. Правом и обязанностью
судьи является голосование
при принятии решения Конституционного Суда.
Согласно
ст. 72 Закона о Конституционном Суде РФ,
судья Конституционного Суда
РФ не вправе
воздержаться при голосовании или
уклониться от голосования.
Если судья не
согласен с решением Конституционного Суда,
он вправе письменно
изложить свое особое мнение.
3. Стороны в конституционном судопроизводстве. Представители
сторон.
Обязательными процессуальными участниками
конституционного судопроизводства являются стороны, без
которых невозможен процесс как
таковой. Конституционный Суд
РФ по собственной
инициативе не вправе возбудить конституционное судебное
производство. Этот процесс
может начаться только при обращении в Конституционный Суд одной из
стороны.
Термином «сторона» охватывается и
заявитель обращения в Конституционный Суд
РФ, и субъект, отстаивающий противоположную заявителю позицию
(орган или должностное
лицо, издавшие акт, конституционность которого
подлежит проверке; орган,
компетенция
которого оспаривается). Таким
образом, стороны–это органы и
лица, непосредственно заинтересованные в исходе дела.
Согласно ст. 53 Закона о Конституционном Суде РФ сторонами в
конституционном судопроизводстве являются:
·заявители
-органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;
·органы
или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого
подлежит проверке;
·государственные
органы, компетенция которых оспаривается.
Стороной – заявителем(своеобразным
«истцом») может быть
орган или лицо, направившие в Суд обращение.
Перечень заявителей конкретен,
довольно широк, включает
органы власти, в том
числе суды, должностных
лиц и иных
лиц, граждан и их
объединения (ст. 125
Конституции, ст. 3
Закона о Конституционном Суде РФ). При этом органы государственной
власти могут быть как заявителями, так и
противоположной стороной, например, в спорах о компетенции между органами власти,
в делах о
проверке конституционности нормативных
правовых актов:
Президент РФ, Совет
Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ,
органы законодательной или
исполнительной власти
субъектов РФ. Некоторые
субъекты обращения в
Конституционный Суд могут быть
только сторонами-заявителями: граждане и их объединения, одна пятая депутатов
Государственной Думы или членов Совета Федерации, суды,
а также
Уполномоченный по правам
человека, Генеральный прокурор
и органы местного самоуправления.
Круг заявителей различается в зависимости от видов
производства.
Так, по делам
о проверке конституционности федеральных
законов, нормативных актов Президента
РФ, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов,
а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам,
относящимся к ведению органов
государственной власти РФ
и совместному ведению органов государственной власти
РФ и органов
государственной власти
субъектов РФ,
договоров между органами
государственной власти РФ и
органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами
государственной власти субъектов
РФ, не вступивших
в силу международных договоров
РФ заявителями могут выступать:
·Президент РФ;
·Совет Федерации;
·Государственная Дума;
·одна пятая членов Совета Федерации или депутатов
Государственной Думы;
·Правительство РФ;
·Верховный Суд РФ;
·органы законодательной и исполнительной власти
субъектов РФ.
По делам о
конституционности законов по жалобам на
нарушение конституционных прав и свобод граждан заявителями выступают:
·граждане
и объединения граждан, чьи права
и свободы непосредственно
нарушены законом;
·Генеральный прокурор РФ;
·Уполномоченный по правам человека в РФ.
При этом Закон допускает обращение граждан с
коллективной жалобой (ст. 96), а обращение Генерального прокурора и
Уполномоченного по правам человека направлено на защиту не личных интересов, а
прав и свобод других лиц.
Суды могут выступать
заявителями по делам
о конституционности законов, подлежащих
применению в конкретном
деле. Причем с
запросом могут обращаться Верховный
Суд РФ, Президиум
Верховного Суда РФ, судебные
коллегии Верховного Суда РФ, верховные
суды субъектов РФ, районные
и городские суды,
мировые судьи, арбитражные
суды, конституционные
(уставные) суды субъектов
РФ, хотя сравнительно
чаще
обращаются городские
и районные суды. Высшая
квалификационная коллегия
судей РФ не
является судом, поэтому
не обладает правом
на обращение с запросом в Конституционный Суд РФ.
Заявителем по делам о даче заключения о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения
Президента РФ в
государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления является Совет Федерации.
Сторон –заявителю противостоит
другая сторона, в
ряде стран называемая
«ответчиком» (например, в Германии). В России такой стороной являются
органы государственной власти
Российской Федерации или субъекта РФ, либо должностные лица,
осуществляющие публично-властные полномочия,
издающие или подписавшие
нормативные акты,
конституционность которых оспаривается. К ним не относятся граждане и их
объединения, суды, Генеральный прокурор и Уполномоченный по правам человека.
По отдельным категориям
дел такой стороны нет,
например, в деле о толковании
Конституции Российской Федерации, поскольку
она принята всенародным
голосованием, а также в делах о проверке конституционности не вступивших в силу
международных договоров Российской Федерации.
Процессуальная деятельность
сторон судебного процесса осуществляется в
соответствии с их
субъективными правами с
момента возникновения
данного процесса.
Стороны обладают
комплексом процессуальных
прав и обязанностей, позволяющих им
отстаивать свои интересы в
Конституционном Суде РФ, равно как дающих возможность Суду воздействовать на их
процессуальную деятельность.
К процессуальным правам сторон относятся
следующие права:
·знать о
принадлежащих им в силу закона
процессуальных правах и обязанностях;
·вести свое дело
лично или через
представителей, заменять
представителей
·заблаговременно быть
уведомленным о времени
и месте заседания Конституционного Суда по своему
делу;
·просить
Конституционный Суд при
невозможности явиться в заседание по уважительной причине отложить
заседание;
·отозвать
свою жалобу без объяснения причин до начала рассмотрения дела по существу;
·знакомиться с материалами дела,
делать из них
выписки, снимать копии;
·давать объяснения
Конституционному Суду в
устной и письменной форме, излагать свою
позицию по делу, приводить свои
доводы и соображения по
всем возникающим в
ходе судебного разбирательства вопросам;
·заявлять
ходатайства, в том числе об отводе судьи;
·возражать
против ходатайств, доводов, соображений другой стороны, иных лиц, участвующих в
деле;
·представлять доказательства, ходатайствовать о
приобщении к делу материалов;
·ходатайствовать
об истребовании доказательств;
·участвовать
в исследовании доказательств;
·задавать вопросы
другим лицам, участвующим
в деле, свидетелям, экспертам и специалистам;
·представлять
письменные отзывы на объяснение другой стороны;
·знакомиться с
протоколом судебного заседания
и просить Конституционный Суд РФ
удостоверить в нем те или иные факты;
·знать обо
всех судебных решениях,
выносимых Конституционным Судом
РФ по его делу;
·при
необходимости пользоваться помощью переводчика;
·просить
Конституционный Суд РФ о разъяснении решения по своему делу
·требовать
уважительного отношения к себе, официального обращения «Уважаемая сторона»,
«Уважаемый представитель стороны»
Закон закрепляет равенство
процессуальных прав сторон(ч. 3 ст. 53).
Принцип равноправия проявляется в
том, что при поступлении
обращения оно направляется для ознакомления и представления отзыва другой
стороне.
Отзыв, в свою
очередь, подлежит направлению
заявителю. Права сторон предоставляются им без каких-либо
исключений. Конституционный Суд РФ неоднократно
указывал, что суд
обязан создавать условия,
при которых соблюдался бы
необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.
Обладание процессуальными правами
сопряжено и с
выполнением сторонами
определенных процессуальных
обязанностей при участии в конституционном судебном
процессе.
Важное место среди
обязанностей сторон занимает добросовестность. Обладая
широкими процессуальными правами,
стороны (равно как и другие лица, участвующие в деле) обязаны добросовестно их
использовать.
Закон обязывает стороны
или их представителей явиться
по вызову Конституционного Суда,
дать объяснения и ответить на вопросы (ч. 3 ст. 53).
В силу принципа
состязательности
конституционного
судопроизводства на заявителе
лежит обязанность доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается как
на обоснование своих
требований и возражений, а ответчик должен обосновывать
свою позицию, сформулированную в
отзыве на обращение. Вместе
с тем заявитель
не лишен права
отказаться отстаивать свою
позицию или изменить ее, соглашаясь с позицией другой стороны.
Стороны также обязаны
соблюдать правила поведения
в судебном заседании:
·вести
себя уважительно по отношению к Конституционному Суду РФ, другой стороне, иным
участникам процесса;
·подчиняться распоряжениям
председательствующего и указаниям судебного пристава о соблюдении
установленного порядка в зале судебных заседаний;
·не допускать
во время заседания
Конституционного Суда РФ хождения по залу, разговоров, реплик;
·не
создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания
Представители сторон
Стороны в конституционном судопроизводстве могут представлять свои интересы лично
либо через представителя. Таким
образом, представители
сторон не являются
обязательными участниками процесса.
Вместе с тем участие
представителей граждан в
подготовке обращений в Конституционный Суд
РФ и судебном
процессе повышает качество юридической помощи
сторонам. Представительство интересов
органов государственной
власти и должностных
лиц, а также
юридических лиц является
обязательным.
Различают представителей по должности, по доверенности, а также по закону.
Представителями сторон по должности могут выступать:
·руководитель органа,
подписавший обращение в
Конституционный Суд РФ;
·руководитель
органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции;
·должностное
лицо, подписавшее оспариваемый акт;
·любой
член Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с
запросом.
Президент РФ, Совет
Федерации, Государственную Думу
и Правительство РФ как
органы власти, издавших
оспариваемый акт или участвующих в
споре о компетенции, представляют
в Конституционном Суде РФ их
полномочные представители, действующие
постоянно на основании положений,
утвержденных соответствующими органами.
Положения о постоянных
представителях в Конституционном Суде устанавливают перечень
прав и обязанностей таких постоянных представителей, поэтому
они участвуют в
заседаниях Конституционного Суда
от имени органов, которые они представляют и без доверенности.
Представителями по должности коллективных
заявителей (объединений граждан)
являются единоличные органы
данных объединений (директор, генеральный директор,
президент и т.п.)
или коллегиальные органы (совет директоров, правление, дирекция).
Порядок назначения или избрания органов юридического лица
определяется законом и учредительными документами.
Поэтому в подтверждение
правомочности органа представлять
данное юридическое лицо в
судебном процессе необходимо
представить в Конституционный Суд
соответствующие документы (выписку из устава или другого учредительного
документа). Функцию представителя по должности могут выполнять и
иные работники объединения
в силу их
должностных обязанностей или на
основе специального поручения.
В этом случае
они также должны подтвердить документально свои полномочия.
Представительство по должности
не лишает сторону
права выбрать своего представителя
в Конституционном Суде
РФ и участвовать
в рассмотрении дела как лично, так и через представителя. Таким образом,
в Конституционном Суде при
рассмотрении дела может
быть одновременно
представительство и по доверенности, и по должности.
Представителями сторон по
доверенности могут быть:
·адвокаты;
·лица,
имеющие ученую степень по юридической специальности.
Полномочия представителей подтверждаются соответствующими документами, к которым
относится, прежде всего, доверенность.
Согласно ст. 185 ГК РФ
доверенностью признается письменное
уполномочие, выдаваемое
одним лицом другому лицу
для представительства перед третьими лицами.
Законом устанавливаются
требования к оформлению доверенностей. Если заявителем
является физическое лицо, то доверенность удостоверяется нотариально.
ГК устанавливает перечень
доверенностей, которые приравниваются к нотариально удостоверенным.
Представляемые -физические
лица вправе выдавать доверенности, если они обладают
дееспособностью в полном объеме (имея в виду, что полной дееспособностью обладают
лица, достигшие 18-летнего
возраста), а также несовершеннолетние в
возрасте от 14
до 18 лет,
приобретшие полную
дееспособность в случаях,
предусмотренных ст. 21
и 27 ГК
РФ (при
вступлении в
брак и в случае расторжения его до 18 лет, при объявлении в установленном порядке
несовершеннолетнего
полностью дееспособным решением
органа опеки и попечительства или решением суда).
Представительство стороны
адвокатом
подтверждается нотариально
удостоверенной доверенностью, а статус адвоката -ордером на исполнение
поручения, выдаваемым соответствующим адвокатским
образованием, а также
удостоверением адвоката, копия которого прилагается к обращению.
Представители из числа лиц,
имеющих ученую степень по юридической специальности, должны подтвердить
данный факт приложенными соответственно к обращениям или
отзывам на обращение копиями дипломов кандидата
или доктора юридических
наук. Полномочия представителя
подтверждаются нотариально удостоверенной доверенностью, если
он представляет интересы физического лица или группы физических лиц. В
тех же случаях, когда
лицо, которое имеет
ученую степень в
области права, привлекается от
стороны-организации, то его
полномочия можно подтвердить
доверенностью, которая будет выполнена на фирменном бланке организации за
подписью руководителя организации и с ее печатью.
Представительство по
закону допускается со
стороны родителей (усыновителей) по жалобам на нарушение конституционных
прав и свобод в отношении их несовершеннолетних детей (например, права на
образование).
Их обязанности определены
семейным законодательством. Законное представительство недееспособных осуществляют
опекуны и попечители. Они выступают в
защиту прав и
интересов своих подопечных
в Суде без специального полномочия
(ст. 31 ГК
РФ). Так м образом,
им достаточно представить документ
об опекунстве или
попечительстве.
Законные представители могут лично вести дела своих подопечных, поручить
ведение дел представителю, а также вести дело совместно с представителем.
Каждая из сторон может
иметь не более
трех представителей. Как правило,
заявители –граждане имеют одного
представителя. Со стороны-ответчика, принявшего
оспариваемый гражданином закон,
выступают три постоянных представителя
по должности
-Государственной Думы, Совета Федерации, Президента РФ.
Полномочия представителя стороны определяют его место в процессе.
Так, полномочия на
ведение дела в
конституционном судебном процессе могут быть
переданы в полном объеме,
тогда представитель становится обязательным участником процесса
и практически заменяет
сторону. Он имеет право
знакомиться с материалами
дела, излагать свою
позицию по делу, задавать вопросы
другим участникам процесса, заявлять ходатайства, представлять письменные
отзывы, знакомиться с отзывами другой стороны.
Представитель обязан явиться по вызову Конституционного Суда РФ, дать
объяснения и ответить на вопросы.
Вместе с тем
представитель стороны (за
исключением законного представителя, представителя по
должности) -это процессуально
нестабильная фигура
конституционного судебного процесса.
Он может в любое время потерять статус участника
данного процесса, поскольку всецело зависит
от позиции стороны.
Сторона по своему
усмотрению может в любое
время отозвать доверенность,
расторгнуть договор с
адвокатом, назначить нового представителя.
4. Иные участники конституционного судебного процесса.
Помимо
обязательных
участников конституционного судебного
процесса выделяют факультативные (необязательные)
участники, к которым, помимо
представителей сторон относятся:
- эксперты;
- переводчики;
- свидетели;
- специалисты
Экспертомявляется
лицо, обладающее специальными
познаниями по вопросам,
касающимся рассматриваемого дела.
Необходимость в экспертизе, вызове
эксперта в судебное заседание
обусловлена высокой степенью неопределенности рассматриваемого вопроса.
В качестве экспертов
в Конституционном Суде РФ
выступают высококвалифицированные
специалисты преимущественно отдельных
отраслей юридической науки, например, в
области права социального
обеспечения,
гражданского процессуального
права и др.
В процессе отправления
правосудия у
Конституционного Суда возникает
необходимость специального
исследования фактов (сведений, информации). К числу подобных сведений можно отнести,
например, сведения в
области экономики, медицины, техники, искусства, педагогики,
филологии и пр. Вопросы, по которым
экспертом должно быть
дано заключение, определяются судьей-докладчиком в
процессе предварительной подготовки дела к слушанию либо на
последующих стадиях Конституционным Судом. Эксперт может ответить также на
вопросы, которые перед ним не ставились.
Судьей-докладчиком или Судом
может быть назначено
несколько экспертов и между
ними могут возникнуть
разногласия. В этом
случае каждый эксперт составляет
свое заключение. Экспертиза
может быть поручена группе
экспертов, в этом
случае заключение должно
быть согласованным между ними
и подписанным всеми
экспертами. При разногласиях между
экспертами каждый из
них составляет собственное заключение.
Заключение эксперта должно
содержать данные о
лице, которое проводило
экспертизу (с указанием его специальности, если имеется, то и его ученой степени,
звания), название дела,
ответы на вопросы,
поставленные перед экспертом судом,
подпись эксперта, заверенную
в установленном порядке.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность
проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых
научных и практических данных.
Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за
дачу заведомо ложных
заключений.
Текст присяги после его
прочтения и подписания
экспертом приобщается к
материалам дела, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Эксперт вправе с разрешения Конституционного Суда РФ знакомиться с
материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять
ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.
После изложения заключения
эксперт обязан ответить
на дополнительные вопросы
судей
Конституционного Суда и сторон.
Выводы эксперта не
являются обязательными для
Конституционного Суда РФ, который
руководствуется Конституцией Российской
Федерации и собственными
убеждениями.
Участниками конституционного судебного
процесса могут быть переводчики. К
услугам переводчика обращаются
при необходимости обеспечить перевод
для участников процесса,
не владеющих русским языком, на
котором ведется судопроизводство.
Согласно ст. 33
Закона о Конституционном Суде
РФ участникам процесса,
не владеющим русским языком, обеспечивается право
давать объяснения на
другом языке и пользоваться услугами переводчика. Переводчик
может быть приглашен по ходатайству
сторон, их представителей либо
по инициативе Конституционного
Суда.
Переводчик несет ответственность за правильность и полноту перевода.
В отдельных случаях
в конституционном судебном
процессе могут участвовать свидетели.
Свидетелем является лицо,
которому в силу
его физических и психических
способностей могут быть
известны какие-либо сведения об
обстоятельствах, имеющих значение
для рассмотрения и разрешения дела. Свидетелями могут быть
лица, обладающие способностью воспринимать явления окружающего мира, юридически
не заинтересованные в деле. Если свидетель не может указать источник своей
осведомленности, то сообщенные им сведения не могут признаваться
доказательствами.
Согласно ст. 64 Закона о Конституционном Суде РФ при необходимости
исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к
ведению Конституционного Суда,
в заседание могут
быть вызваны в качестве
свидетелей лица, располагающие
сведениями или материалами
о таких обстоятельствах.
Поскольку в конституционном судопроизводстве Суд
решает вопросы права, а
установление фактических обстоятельств является лишь средством для разрешения
вопросов, отнесенных к
его полномочиям, то участие
свидетелей в конституционном процессе –весьма редкое
явление.
Потребность в вызове свидетелей может возникнуть, например, при проверке
конституционности закона в
ходе исследования порядка
голосования, подсчета
голосов, подписания, опубликования
или введения в
действие закона.
Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и
предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Свидетель обязан сообщить
Конституционному Суду обстоятельства, касающиеся существа
рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить
на дополнительные вопросы
судей Конституционного Суда и
сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также
документами и другими материалами.
Сложность вопросов права,
решаемых в конституционном судебном процессе, вызывает
необходимость привлечения специалистов с целью получения профессиональных консультаций,
разъяснений по неясным
и спорным вопросам. В качестве специалистов чаще привлекаются юристы.
Специалист и эксперт имеют
общий предмет исследования.
Они излагают свои суждения,
составленные с использованием специальных познаний по
поставленным перед ним
вопросам.
Специалистом, как и экспертом, может быть только лицо
незаинтересованное в деле. В отличие от эксперта специалист
не проводит экспертизу,
не предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо
ложной консультации. В силу закона
он несет ответственность за
недобросовестное исполнениевозложенных
на него обязанностей, в частности за умышленное введение в заблуждение,
искажение результатов исследований и проверок, дачу заведомо неправильной
консультации.
Специалист обладает меньшими процессуальными правами, чем эксперт. В частности,
ему не предоставлено
право задавать вопросы,
заявлять ходатайства и пр.
Согласно § 35 Регламента Конституционного Суда РФ судья-докладчик или
Конституционный Суд вправе привлекать для консультаций, проведения проверок,
исследования отдельных документов специалиста (специалистов), не
заинтересованного в исходе дела. В случае необходимости задание, для
выполнения которого приглашен
специалист, формулируется судьей-докладчиком в письменном виде.
Секретариат Конституционного Суда осуществляет учет специалистов, привлекаемых к решению задач
конституционного правосудия.
Обычной практикой стало
участие в конституционном судебном процессе приглашенных лиц,
хотя Закон не
определяет их в
качестве участников процесса.
Практически на все судебные заседания приглашаются представители органов
власти, негосударственных организаций.
Информация, содержащаяся в
выступлениях лиц, приглашенных
в заседание Конституционного Суда
РФ, влияет на
формирование позиции Суда, других
участников процесса, служит
всестороннему рассмотрению
спорного вопроса.
5.
Процессуальные права, процессуальные
обязанности и процессуальные действия заявителя.
Заявитель играет
более активную роль, поскольку именно он, являясь инициатором процесса, обязан
выполнить ряд действий, В частности: грамотно оформить текст обращения,
запроса, ходатайства о разрешении спора о компетенции в порядке ч. 3 ст. 125
Конституции РФ и т. д.; приложить необходимые документы, обосновывающие его
позицию; уплатить государственную пошлину в том случае, если имеется
обязанность ее уплаты; произвести перевод на русский язык всех документов и
иных материалов, изложенных на другом языке, и т. д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий