Лекция 1
Конституционное судебное процессуальное право: понятие, принципы конституционного
судопроизводства.
Конституционное судебное процессуальное
право и его место в системе российского права. Предмет и метод конституционного судебного процессуального права.
Нормы и правоотношения в конституционном судебном процессуальном праве. Источники и система конституционного судебного
процессуального права.
Понятие,
система и значение принципов конституционного судопроизводства.
- Конституционное судебное процессуальное право и его место в системе
российского права.
Конституционное судебное
процессуальное право представляет собой систему юридических норм,
регламентирующих конституционно-судебные процессуальные отношения и действия,
складывающиеся при осуществлении конституционными (уставными) судами
конституционного правосудия.
Понятие конституционного судебного процессуального права. Выясняя природу конституционного судебного процессуального права,
необходимо уяснить соотношение этого понятия с целым рядом близких ему понятий,
таких как конституционный судебный процесс, конституционное судопроизводство,конституционное судоустройство, конституционное правосудие,
конституционный процесс, конституционное процессуальное право.
Поскольку зачастую конституционное судебное процессуальное право для
краткости именуют еще конституционным судебным процессом, как, скажем,
гражданское процессуальное право именуют гражданским процессом или уголовное
процессуальное право - уголовным процессом, выясним, прежде всего, смысловое
значение термина "конституционный судебный процесс".
Термин "конституционный судебный процесс" многозначен. Во-первых,
он означает установленный правом порядок осуществления конституционного
судопроизводства, его процессуальную модель. Во-вторых, конституционный
судебный процесс представляет собой саму деятельность уполномоченных
(управомоченных) субъектов по осуществлению конституционного судопроизводства
или участию в нем. В-третьих, конституционный судебный процесс - это
обособленная система юридических норм, закрепляющих порядок осуществления
конституционного судопроизводства. Конституционный судебный процесс в этом
значении как раз и именуют конституционным судебным процессуальным правом.
Несмотря на то, что термины "процессуальное право" и
"процесс" имеют самостоятельное значение, зачастую они отождествляются.
В-четвертых, конституционный судебный процесс можно рассматривать и как раздел
законодательства, включающий нормативные правовые акты, содержащие нормы о
конституционном судопроизводстве.
Приведенные определения тесно между собой связаны, как связаны между собой
форма (внешняя, внутренняя) и содержание (потенциальное и актуальное).
Нормативно установленный порядок (процесс) осуществления конституционного
судопроизводства в указанной схеме - потенциальное содержание
судопроизводственной деятельности, то, как она должна и может организовываться
и протекать. Реальная деятельность органов конституционного судопроизводства
укладывается в рамки нормативного порядка с той или иной степенью точности.
Дело в том, что реальная деятельность в силу многих причин определяется не только
правовыми установками, но и другими социальными регуляторами и
обстоятельствами (мораль, деловые обыкновения, личные качества людей,
социально-экономическое положение в обществе и т. п.). Нормативный порядок
конституционного судопроизводства содержится в правовых нормах (внутренняя
форма). Указанные нормы составляют содержание нормативных правовых актов
(внешняя форма).
Таким образом, судопроизводственная деятельность органов конституционной
юстиции и других субъектов становится предметом правового регулирования. В
праве выделяется совокупность норм, определяющих порядок осуществления
названной деятельности. Законодатель с помощью разнообразных средств
кодификации и инкорпорации систематизирует нормативные правовые акты о
конституционном правосудии, в том числе о конституционном судопроизводстве.
Так, перечисленные вопросы получили обособленное закрепление в Классификаторе
правовых актов.
Поскольку конституционный судебный процесс во всех приведенных значениях
определяется через понятие конституционного судопроизводства, то необходимо
вскрыть значение последнего. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ
конституционное судопроизводство наряду с гражданским, административным и
уголовным судопроизводством является одним из способов осуществления судебной
власти в стране. Российское законодательство в настоящее время не содержит
прямого, развернутого определения конституционного судопроизводства, не дает
четкого его соотношения с такими понятиями, как правосудие, судоустройство,
судебная система.
В теории конституционализма сформулирован ряд определений конституционного
судопроизводства. Приведем некоторые из них. По мнению В. В. Маклакова,
конституционное судопроизводство складывается из общей процедуры (порядок
ведения дел, ведения судебных заседаний и вынесения решений) и специальных
процедур (предусматривающих, в частности, круг лиц, уполномоченных возбуждать
по соответствующей категории дел производство в конституционном суде,
особенности этого производства, правовые последствия различных возможных решений
суда, положения об исполнении). Данное
определение основательно детализирует понимание конституционного
судебного процесса как нормативного порядка осуществления конституционного
судопроизводства. Однако представляется, что вопросы исполнения решений
конституционно-судебных органов, включаемые автором в содержание
конституционного судопроизводства, хотя и неразрывно с ним связаны, но в его
содержание непосредственно не входят. В частности, на них не распространяются
такие базовые принципы конституционного судопроизводства, как коллегиальность,
состязательность, равноправие сторон.
В. А. Кряжков и Л. В. Лазарев понимают под конституционным
судопроизводством урегулированную специальными процессуальными нормами
совокупность процессуальных действий и правоотношений, складывающихся между
Конституционным Судом РФ и другими субъектами при рассмотрении и разрешении
дел, связанных с охраной Конституции РФ. А в упрощенном варианте - правовой
порядок рассмотрения дел, отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ. В определении В. А. Кряжкова и Л. В. Лазарева,
как и в определении В. В. Маклакова, акцент сделан на понимание
конституционного судопроизводства как нормативно установленного порядка
судопроизводственной деятельности. Принимая данное определение, уточним, что
конституционное судопроизводство осуществляется не только Конституционным Судом
РФ, но и конституционными (уставными) судами субъектов Федерации.
В. Б. Евдокимов характеризует конституционное судопроизводство как судебный
контроль за соответствием конституции законов и иных правовых актов. Автор не ставил перед собой задачу дать
развернутое определение конституционного судопроизводства. Он обозначил его
принципиальное предназначение. Последнее заключено в процессуальном оформлении
конституционного судебного контроля. В то же время очевидно, что в
терминологическом ряду между конституционным судопроизводством и
судебным контролем за конституционностью актов располагается конституционное
правосудие, частью которого и является конституционное судопроизводство.
Непосредственно формой судебного контроля за конституционностью актов является
именно конституционное правосудие.
Разграничение терминов "конституционное судопроизводство" и
"конституционное правосудие" проведено Н. В. Витруком. Он полагает,
что конституционное судопроизводство как единство процессуальной деятельности и
процессуальных правоотношений выступает в конечном итоге как форма, способ
существования, реализации норм материального судебного конституционного права.
По мнению Н. В. Витрука, судебный конституционный процесс или конституционное
судопроизводство выступает в качестве подотрасли конституционного правосудия.
Конституционное правосудие, в свою очередь, рассматривается им как
самостоятельная отрасль права. Судебное конституционное право включает правовые
институты состава конституционного суда, порядка его формирования, структуры,
конституционной юрисдикции (компетенции конституционного суда), статуса судей
конституционного суда и т. д. Судебный конституционный процесс включает
правовые институты принципов конституционного судопроизводства, его стадий,
видов производства по конкретным делам.
Таким образом, в
определении Н. В. Витрука, в отличие от вышеприведенных подходов,
конституционный судебный процесс рассматривается и в значении нормативного
порядка судебной деятельности, и в значении структурного элемента права
(подотрасли конституционного правосудия).
Рассмотрение конституционного судебного процесса в качестве составной части
конституционного правосудия позволяет правильно соотнести понятия
конституционного судопроизводства и конституционного судоустройства.
Конституционное судоустройство входит в конституционное правосудие вместе с
конституционным судопроизводством. Наряду с ними в качестве самостоятельной составной
части конституционного правосудия складывается направление исполнения решений
конституционных (уставных) судов.
Изложенная выше многозначность терминов "конституционный судебный
процесс", "конституционное судопроизводство" естественна, однако
она может вызвать затруднение тогда, когда одновременно
используются их разные значения. Поэтому в дальнейшем изложении оба названных
термина будут по преимуществу использоваться в значении нормативного порядка
судопроизводственной деятельности конституционных (уставных) судов. Нормативная
основа конституционного судопроизводства будет именоваться конституционным
судебным процессуальным правом. Законодательная основа конституционного
судопроизводства - законодательством о конституционном судопроизводстве.
Конституционное правосудие будет рассматриваться как нормативно упорядоченные
устройство и деятельность конституционных (уставных) судов.
Конституционное судебное процессуальное право - это система юридических
норм, регламентирующих конституционные судебные процессуальные правоотношения и
действия, складывающиеся при осуществлении конституционными (уставными) судами
конституционного правосудия.
Место конституционного судебного процессуального права в системе
российского права. Определяя место
конституционного судебного процессуального права в системе российского права,
важно, во-первых, четко установить его статус и,
во-вторых, выделить его основные внешние связи с иными отраслями права.
Как конституционный судебный процесс является частью конституционного
процесса, так и конституционное судебное
процессуальное право следует рассматривать как часть конституционного
процессуального права. Конституционное
процессуальное право, будучи вспомогательной (по отношению к конституционному
материальному праву) отраслью (точнее, мета-отраслью), осуществляет
регламентацию не только конституционно-судебных процессуальных отношений, но и
иных конституционных отношений процедурного характера. Формирование самостоятельной отрасли
конституционного процессуального права находится лишь на самом начальном этапе, поэтому разработка одной из ключевых ее
подотраслей - конституционного судебного процессуального права - представляется
весьма важной и своевременной. Это будет также способствовать скорейшему
оформлению собственно отрасли конституционного процессуального права.
С процессуальными отраслями права (гражданским процессуальным правом,
арбитражным процессуальным правом и уголовным процессуальным правом)
конституционное судебное процессуальное право объединяет наличие общего
источника права. - Конституции РФ, ряда общих принципов судопроизводства, а
также близость процессуальной формы. Различия заключаются в том, что все они
регламентируют деятельность разных видов судов (общей, арбитражной,
конституционной юрисдикции), а также имеют разные предметы рассмотрения.
Конституционные (уставные) суды, в отличие от иных судов, рассматривают вопросы
права, а не факта.
- Предмет и метод
конституционного судебного процессуального права. Нормы и правоотношения в
конституционном судебном процессуальном праве.
Предмет регулирования. Предмет конституционного судебного
процессуального права составляет группа однородных отношений, регулируемых его
нормами. Это отношения, возникающие в ходе осуществления процессуальных
действий, образующих в своей совокупности конституционное судопроизводство.
Предметом науки
конституционного судебного процессуального права являются
конституционно-судебные процессуальные нормы и отношения.
Предмет конституционного
судебного процессуального права как
подотрасли конституционного права составляют общественные отношения,
связанные с осуществлением конституционного правосудия. Их можно
классифицировать по категориям дел, рассматриваемых Конституционным Судом РФ (о
толковании Конституции, о разрешении споров о компетенции между органами
власти, о конституционности законов по жалобам граждан и запросам судов и др.),
по стадиям конституционного судебного процесса (внесение обращения, его
предварительное рассмотрение, назначение и подготовка дела к слушанию в
судебном заседании, рассмотрение дела в судебном заседании, принятие итогового
решения).
Предмет регулирования. Предмет
конституционного судебного процессуального права составляет группа однородных
отношений, регулируемых его нормами. Это отношения, возникающие в ходе
осуществления процессуальных действий, образующих в своей совокупности
конституционное судопроизводство.
Действующее законодательство различает две формы конституционного судебного
процесса, конституционного (уставного) судопроизводства: федеральную и региональную.
Конституционное судопроизводство в силу своего целевого предназначения обладает
рядом особенностей по сравнению с иными видами судопроизводства (гражданским,
административным, уголовным).
К числу таких особенностей, задаваемых нормами конституционного права,
относятся:
- регламентация конституционного судопроизводства в Конституции РФ и актах
конституционного (уставного) законодательства;
- обеспечение непосредственного действия Конституции РФ, конституций,
уставов субъектов Федерации;
- нацеленность на решение наряду с правоприменительными затруднениями
правотворческих задач, раскрытие подтекста конституций, уставов в результате их
толкования;
отсутствие
законодательных актов, регулирующих конституционное судопроизводство отдельно
от иных вопросов конституционного правосудия;
- отсутствие инстанционности, окончательность актов Конституционного Суда
РФ, не подлежащих обжалованию.
Конституционное судопроизводство имеет несколько видов и распадается в
каждом из них на несколько стадий.
Виды конституционного судопроизводства выделяются в зависимости от
категорий дел, рассматриваемых конституционными (уставными) судами. Например,
Конституционный Суд РФ осуществляет судопроизводство по следующим категориям
дел:
- о толковании Конституции РФ;
- о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной
власти и договоров между ними;
- о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных
договоров РФ;
по спорам о
компетенции между органами государственной власти всех уровней;
- о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав
и свобод граждан;
- о конституционности законов по запросам судов;
- о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления;
- o проверке конституционности инициативы проведения общефедерального
референдума.
Обычно выделяют следующие стадии конституционного судопроизводства:
- внесение в конституционный (уставный) суд обращений и их предварительное
рассмотрение;
- назначение и подготовка дела к слушанию в судебном заседании;
- рассмотрение дела в судебном заседании;
- принятие итогового решения суда.
Содержание метода правового регулирования охватывает комплекс
разнообразных юридических средств, с помощью которых осуществляется воздействие
па общественные отношения. Он служит дополнительным критерием разграничения
нормативных установлений по отраслям права. Метод правового регулирования
характеризуется сочетанием различных по характеру предписаний — императивных,
диспозитивных, рекомендательных и иных.
В
конституционном судебном процессуальном праве используются императивный и диспозитивный методы регулирования. Например, Конституция РФ
императивно устанавливает: «Акты или их отдельные положения, признанные
неконституционными, утрачивают силу» (ч. 6 ст. 125). Согласно ст. 29 Закона о
Конституционном Суде РФ судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в
условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления.
Диспозитивный метод регулирования характеризует
возможность заявителя отозвать свое обращение до начала судебного
разбирательства или Конституционного Суда РФ своим решением освободить
гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной
пошлины либо уменьшить ее размер.
К числу
основных методов науки
конституционного судебного процессуального права можно отнести:
— диалектический метод,
предполагающий анализ теоретических основ конституционного судебного процессуального
права и изучение его норм в их становлении и развитии, во взаимосвязи с другими
отраслями российского права, в первую очередь с конституционным правом, а также
с иными общественными явлениями;
— исторический метод, дающий
возможность показать причины и предпосылки появления конституционного судебного
процесса, формы и способы его правового закрепления, механизмы функционирования
на различных этапах развития Российского государства;
— метод системно-структурного анализа,
предполагающий подробное изучение каждой из стадий конституционного судебного
процесса, рассмотрение их функционального значения и правовых последствий;
— сравнительно-правовой анализ
конституционного судебного процесса, применяемого как в субъектах РФ, так и в
зарубежных странах;
— социологический метод, включающий
обобщение судебной практики конституционных (уставных) судов, анализ
статистических данных (в том числе данных судебной статистики), анкетирование
ит. д.;
— другие
общенаучные и частнонаучные методы.
Специфическими
методами
познания данной науки является:
1. исторический
метод
2. метод
системно структурного анализа, позволяющий выявить связи, способы, характер
взаимоотношений м/д разными системами на разных уровнях
3.
статистический метод
4. метод социологического исследования позволяет выявить отношение широких масс к данному институты и проанализировать результативность деятельности.
Конституционно-судебные процессуальные нормы. Нормы конституционного судебного процессуального права подразделяются в
зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они
обеспечивают. Поскольку базовые для права в целом функции позитивного
регулирования и охраны реализуются и средствами конституционного судебного
процессуального права, то первичным является деление норм этой отрасли на нормы
регулятивные и охранительные.
Регулятивные нормы закрепляют порядок осуществления конституционного
судопроизводства, его виды, стадии, процессуальные возможности, долженствования
его участников. Охранительные нормы закрепляют составы правонарушений в сфере
конституционного судопроизводства, например меры ответственности должностных
лиц и органов за неисполнение законных требований конституционных (уставных)
судов, меры дисциплинарной ответственности судей конституционных (уставных) судов.
Регулятивные нормы, в свою очередь, делятся на нормы специализированные:
дефинитивные нормы, нормы-принципы,нормы-цели, нормы-гарантии,
коллизионные нормы, а также обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.
Дефинитивные нормы вводят определения базовых
для конституционного судебного процессуального права терминов. Так, в ст. 1
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" устанавливается, что Конституционный Суд РФ - судебный орган
конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную
власть посредством конституционного судопроизводства.
Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают
исходные для конституционного судопроизводства ценности, направления и способы
деятельности. Основными принципами деятельности конституционных (уставных)
судов в РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность
и равноправие сторон (например, ст. 5 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации").
Нормы-гарантии направлены на обеспечение
деятельности органов конституционной юстиции, полное осуществление прав иных
участников судопроизводственных отношений. К числу таких норм относятся,
например, положения о независимости Конституционного Суда РФ в организационном,
финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов, о его
финансировании за счет федерального бюджета, необходимости закрепления ежегодно
в федеральном бюджете отдельной статьей необходимых для обеспечения
деятельности Конституционного Суда РФ средств, которыми он распоряжается
самостоятельно (ст. 7 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации").
Коллизионные нормы указывают на нормы,
подлежащие применению' в конкретном случае при разрешении юридических
затруднений, определении компетенции судебных органов или правотворческих
органов в сфере конституционного судопроизводства. Очевидно, что на сферу
конституционного судопроизводства распространяется норма ч. 4 ст. 15
Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают
приоритетом по отношению к законам страны. Значит, они обладают приоритетом и
по отношению к законодательству о конституционном судопроизводстве (за
исключением самой Конституции РФ).
Управомочивающие нормы закрепляют
правовые возможности участников конституционно-судебных процессуальныхотношений путем установления их полномочий и прав. Такова норма ч.
4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный
Суд РФ.
Обязывающие нормы устанавливают обязанность
граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия.
Обязывающей нормой является правило о том, что по вопросам своей внутренней
деятельности Конституционный Суд РФ принимает Регламент Конституционного Суда
Российской Федерации.
Запрещающие нормы устанавливают обязанность
лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения.
Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при
осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления
и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в
компетенцию других судов или иных органов.
А вот правило о том, что Конституционный Суд РФ решает исключительно
вопросы права, одновременно содержит и обязывание (рассматривать вопросы
права), и запрет (на рассмотрение каких-либо иных вопросов).
По характеру содержащихся в них велений выделяются нормы императивные и
диспозитивные.
Императивные нормы содержат категорические
предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками
правоотношений. Императивно предписание ст. 6 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
устанавливающее, что решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей
территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов
государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,
учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Диспозитивные нормы позволяют участникам
правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению.
Так, ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе
Российской Федерации" устанавливает, что субъекты Федерации могут
учреждать свои конституционные (уставные) суды. Иметь или не иметь такой суд -
каждый субъект Федерации решает самостоятельно.
По субъектам правотворчества выделяются нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве,
законодательстве субъектов Федерации, внутриорганизационных актах (регламентах)
конституционных (уставных) судов.
Конституционно-судебные процессуальные правоотношения. Конституционно-судебные процессуальные правоотношения - это
отношения, урегулированные нормами конституционного судебного процессуального
права и складывающиеся между конституционными (уставными) судами и иными
участниками конституционного судебного процесса при совершении процессуальных
действий.
Как и любые правоотношения, конституционно-судебные процессуальные
правоотношения складываются из следующих структурных элементов: содержание,
субъекты и объекты правоотношений. Юридическое содержание названных
правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов
(участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в конституционном
судебном процессе. Они включают в себя, к примеру, право на обращение в
конституционный (уставный) суд и корреспондирующую ему обязанность суда
рассмотреть поступившее обращение в установленном порядке; право суда на
истребование документов и материалов, необходимых для разрешения дела, и
обязанность соответствующих органов, организаций, должностных лиц предоставить
суду эти документы и материалы.
По своей природе рассматриваемые правоотношения могут быть основаны как на
нормах материального, так и процессуального права. Так, гражданин, обращаясь в
Конституционный Суд РФ, реализует право на судебную защиту, гарантированное
Конституцией РФ, т. е. нормами материального права. В то же время порядок
реализации этого права в конституционном судебном процессе устанавливается
процессуальным законодательством - соответствующими нормами Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
или нормами региональных законов о конституционных (уставных) судах.
Субъекты конституционно-судебных процессуальных правоотношений - это
участники конституционного судебного процесса1.
К числу субъектов, обладающих определенным правовым статусом и наделяемых теми
или иными процессуальными правами и обязанностями, относятся установленные в
законодательстве органы и лица. По своей роли, возможностям воздействовать на
ход процесса, по характеру заинтересованности в исходе дела они делятся на три
группы: конституционный (уставный) суд; стороны конституционного
судебного процесса; лица, привлекаемые к участию в деле1.
Круг субъектов устанавливается, в основном, Федеральным конституционным
законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", региональными
законами о конституционных (уставных) судах. Между тем другие законы также
могут определять некоторых субъектов конституционно-судебных правоотношений, в
частности, тех, кто имеет право обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой на
нарушение конституционных прав и свобод граждан. Например, Федеральный закон
"О прокуратуре Российской Федерации" наделяет таким правом
Генерального прокурора РФ, а Федеральный конституционный закон "Об
Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" -
Уполномоченного по правам человека.
Суд (федеральный или региональный) выступает в качестве основного субъекта
конституционно-судебных процессуальных отношений. Причем он соединяет в себе
черты как субъекта процессуальных отношений, так и органа, разрешающего все
вопросы, возникающие в ходе судебного разбирательства.
Объекты правоотношений -- то, по
поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих полномочий,
прав, обязанностей. В числе объектов конституционно-судебных процессуальных
отношений - нормативные правовые акты, рассматриваемые на предмет их
конституционности, уставности, действия органов, рассматриваемые в рамках
споров о компетенции, процессуальные действия участников конституционного
судопроизводства по его ходу при рассмотрении конкретных дел.
3. Понятие, система и
значение принципов конституционного судопроизводства.
Принципы
конституционного судопроизводства сходны с принципами гражданского и уголовного
судопроизводства, хотя имеются и различия, связанные со спецификой
конституционного правосудия.
Данные
принципы определяют сущность судопроизводства по рассмотрению дел в
Конституционном Суде РФ.
Судебная
власть представляет собой самостоятельный вид государственной деятельности.
Принципы, характеризующие организацию и функционирование судебной власти,
закрепляются, прежде всего, в Конституции РФ. Эти принципы, имеющие общий
характер, в наибольшей степени раскрывают содержание правосудия как основной
формы деятельности судебных органов. Так, почти во всех постсоциалистических
государствах конституциями установлен прежде всего принцип осуществления
правосудия только судом (принцип осуществления правосудия только судом
закреплен и в ст. 118 Конституции РФ). В большинстве традиционно
демократических стран этот принцип является естественным и потому не требует
своего нормативного закрепления.
Часть принципов, определяющих конституционное судопроизводство,
зафиксирована в Конституции РФ. Это
принципы законности, осуществления правосудия только судом, справедливого
судебного разбирательства, самостоятельности судебной власти, независимости
суда и судей, создание суда в рамках закона, открытости судебного разбирательства,
состязательности судопроизводства и равноправия сторон, гласности в деятельности суда, национального
языка судопроизводства, коллегиальности, непрерывности судебного заседания.
Основной принципами деятельности КС РФ (ст.5 ФКЗ «О КС РФ») являются независимость,
коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Так же закон закрепляет и другие принципы: язык судопроизводства, устности
разбирательства, тайны голосования, обязательности судебных постановлений.
Принцип законности. Принцип законности, не названный в Федеральном конституционном
законе "О Конституционном Суде Российской Федерации", не имеет
отношения к этому органу, так как он призван не подчиняться законам, а
проверять их на предмет соответствия Конституции РФ. Однако представляется, что
этот принцип является определяющим в организации и деятельности
Конституционного Суда РФ, поскольку законность - универсальный правовой
принцип, относящийся не только к судебным органам, но и ко всем государственным
органам. Он вытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все
органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица
обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, принцип законности
является основой деятельности любого органа государственной власти, в том числе
и судебного. При этом следует констатировать, что принцип законности специально
не упоминается в гл. 7 "Судебная власть", но встречается в иных конституционных
положениях. Например, в ст. 120 говорится о независимости судей и подчинении их
только Конституции и федеральному закону. В той же статье предусмотрено, что
если суд установил при рассмотрении дела несоответствие акта государственного
или иного органа закону, решение принимается в соответствии с законом.
Принцип законности в
конституционном судопроизводстве воплощается и через неукоснительное требование
соответствия всей деятельности Конституционного Суда РФ Основному закону страны
и Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской
Федерации". Суд не только сам последовательно исполняет предписания
упомянутого закона, но и следит за тем, чтобы все участники процесса поступали
в соответствии с его требованиями.
Принцип
осуществление правосудия только судом.
Принцип коллегиальности. Коллегиальность
отнесена к одному из основных принципов деятельности Конституционного Суда,
наравне с такими, как независимость, гласность, состязательность и равноправие
сторон. Коллегиальное рассмотрение дел в суде способствует наиболее глубокому,
всестороннему и объективному их разбирательству и разрешению. Именно
коллегиальность обеспечивает возможность тщательного исследования всех
доказательств, правильной и всесторонней их оценки, обдуманного и внимательного
применения нормативных актов и норм права и принятия объективного решения дела
по существу.
Согласно ст. 30
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" разрешение дел осуществляется только коллегиально. В отличие от
иных видов судопроизводств, конституционное судопроизводство не знает
единоличного рассмотрения дел. Более того, Конституционный Суд РФ вправе
осуществлять свою деятельность лишь при наличии в его составе не менее трех
четвертей от общего числа судей.
Коллегиальность
предполагает непосредственное участие судей в исследовании вопросов дела.
Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении
дела в судебном заседании.
Конституционный
Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях двух
палат. В пленарных заседаниях принимают участие все судьи Конституционного Суда
РФ, в заседаниях палат (их две, по девять и десять судей соответственно) --
судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Законом
устанавливается кворум, при котором Конституционный Суд РФ может принимать
решения. Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных
заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в
заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. Решение
Конституционного Суда РФ считается принятым, если за него проголосовало
большинство участвовавших в голосовании судей. В случае разделения голосов
поровну дело считается решенным в пользу конституционности оспариваемого акта.
В ряде случаев Федеральным конституционным законом установлены иные требования.
Например, решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее
двух третей от общего числа судей (часть четвертая ст. 72). Таким же
большинством решается вопрос о прекращении полномочий судьи Конституционного
Суда (часть пятая ст. 18). Следует отметить, что судьи, чьи полномочия
приостановлены, а также судьи, отстраненные от участия в деле, не учитываются
при определении кворума.
Принцип
коллегиальности учитывается и при принятии Конституционным Судом РФ иных
решений, не связанных с правосудной деятельностью. Например, коллегиально
выносится решение о принятии обращения к рассмотрению или об отказе в этом (ст.
42 и 43), решается вопрос о назначении дела к слушанию и устанавливается
очередность рассмотрения дел (ст. 47), определяется судья-докладчик (ст. 49),
составом суда может быть предложено компетентным органам приостановить действие
оспариваемых актов до вынесения Конституционным Судом РФ решения по делу (ст.
42) и т. д.
Принцип
гласности. Принцип
гласности закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ: "Разбирательство дел во
всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях,
предусмотренных федеральным законом". Данный принцип установлен и в ряде
международных актов. "Каждый человек... имеет право... на то,чтобы его
дело было рассмотрено гласно...", - записано во Всеобщей декларации прав
человека (ст. 10). Право на публичное рассмотрение дела закреплено в Международном
пакте о гражданских и политических правах (ст. 14), Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод (ст. 6).
Гласность - это установленный
порядок рассмотрения дел, при котором судебные заседания проводятся открыто с
предоставлением реальной и равной возможности гражданам присутствовать в зале
судебного заседания, следить за ходом судопроизводства и при желании вести
необходимые записи; представителям средств массовой информации (пресса, радио,
телевидение) - фиксировать все происходящее в судебном заседании для более
широкого обнародования содержания и результатов процесса.
Закон разрешает
присутствующим в зале судебного заседания Конституционного Суда РФ фиксировать
ход заседания со своих мест. Интересно отметить, что действующий закон,
провозглашая в ст. 31 принцип гласности, устанавливает, что кино- и фотосъемка,
видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседаний допускается с разрешения
Конституционного Суда РФ (часть первая ст. 54).
Принцип
гласности распространяется не только на свободный доступ желающих в суд, но и
на само обсуждение вопросов. Прежде всего, законодатель гарантировал оповещение
о заседаниях Конституционного Суда РФ через средства массовой информации (ст.
51). Заседания происходят открыто в помещении, доступном для публики и
представителей средств массовой информации. Однако провозглашая принцип
гласности, законодатель обозначил и ее пределы. Например, в целях обеспечения
безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда РФ Председатель
Конституционного Суда РФ с согласия судей может распорядиться о проведении
проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку
документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей
и личном досмотре (часть вторая ст. 54).
В соответствии с
частью первой ст. 55 в строго ограниченных случаях допускается проведение
закрытых заседаний. Например:
- когда открытое
разбирательство противоречит интересам охраны государственной,
профессиональной, коммерческой или другой охраняемой законом тайны;
- при
необходимости охраны тайны личной или семейной жизни;
- по делам,
связанным с усыновлением;
- в целях
обеспечения безопасности граждан;
- в целях защиты
общественной нравственности.
Проявить
инициативу о проведении закрытого заседания по Федеральному конституционному
закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" могут стороны,
участвующие в деле, либо сам Суд. Закрытое заседание проводится только на
основании решения, принятого судьями, причем коллегиально (само решение
оформляется определением). Решение о проведении закрытого заседания может быть
принято одновременно с назначением дела к слушанию, в начале заседания или уже
в ходе заседания. Такой порядок связан с тем, что основания для проведения
закрытого заседания могут появиться уже в ходе рассмотрения дела и касаться
только части подлежащих рассмотрению в Суде вопросов.
Кроме того,
Закон устанавливает ограничение гласности при рассмотрении вопросов
неприкосновенности судей Конституционного Суда РФ, приостановлении их
полномочий, при отстранении судьи от участия в деле и по другим вопросам.
На закрытом
заседании присутствуют судьи Конституционного Суда, стороны и их представители.
Возможность присутствия иных лиц определяется председательствующим по
согласованию с судьями.
Принцип устности
судебного разбирательства. Принцип устности судебного
разбирательства проявляется в том, что все участники судебного разбирательства
имеют возможность выступить перед судом, предоставить объяснения и
доказательства, высказать свои соображения непосредственно, в устной форме. Все
представленные по делу доказательства подлежат в ходе судебного заседания
устному исследованию и обсуждению. Таким образом, он позволяет участникам
судебного разбирательства устно общаться по анализируемым вопросам, Тем не
менее принцип устности судебного разбирательства не исключает необходимости
предоставления письменных материалов и доказательств по делу, письменного
фиксирования хода обсуждения тех или иных вопросов, письменного оформления
результатов разбирательства по делу.
Как гласит ст.
32 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ
происходит устно. Суд заслушивает объяснения сторон, показания свидетелей,
специалистов, экспертов, оглашает имеющиеся в деле и представленные участниками
заседания документы.
В силу
особенностей конституционного судопроизводства, где все стороны дела заранее
получают соответствующиедокументы, некоторые документы могут не оглашаться в
ходе судебного разбирательства. Но при наличии инициативы судей или ходатайства
сторон документы тут же будут оглашены, если их содержание представляет интерес
по делу. При этом следует отметить, что документы, не оглашенные устно в
заседании, приобщаются к материалам дела, могут быть использованы при
подготовке заключительных выступлений, самого решения по делу. В данном случае
следует говорить о принципе процессуальной экономии, не используемом в подобной
форме в иных видах судопроизводства, но широко применяемом в конституционном
судопроизводстве.
Принцип процессуальной экономии позволяет
существенно сократить время рассмотрения дела за счет отказа от специального
исследования тех документов, которые имеются у всех сторон на руках, в силу
простоты их толкования либо большого объема. Следовательно, использование
данного принципа предполагает некое "ограничение" принципа устности
разбирательства, но это не является ограничением в собственном смысле этого
слова. Ведь любая сторона в любое время может инициировать оглашение тех или иных
документов. Таким образом, принцип устности разбирательства действует в
конституционном судопроизводстве в полном объеме.
Принцип языка
судопроизводства. Согласно Конституции РФ (ст. 26) каждый гражданин
Российской Федерации имеет право пользоваться родным языком. К сожалению, в
Конституции РФ принцип национального языка судопроизводства не нашел прямого
закрепления в главе о судебной власти. Вместе с тем согласно ст. 68 Конституции
государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является
русский язык. Значит, вся деятельность органов государственной власти
осуществляется на русском языке. Исходя из конституционных положений,
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской
Федерации" установил, что судопроизводство в судах ведется на русском
языке. Учитывая, что республики вправе иметь свой государственный язык, в
судах, расположенных на территориях республик, судопроизводство ведется на
русском языке либо на государственном языке республики.
Провозглашение
принципа национального языка судопроизводства порождает требование к сторонам в
деле направлять в суд материалы только на русском языке. Обсуждение же всех
вопросов,
возникающих в ходе судебного разбирательства, допускается и на национальном
языке. Решение суда оглашается и публикуется на русском языке.
На основании
общепризнанных международных актов (Всеобщая декларация прав человека,
Международный пакт о гражданских и политических правах) все люди равны перед
законом и имеют право без всякой дискриминации, в том числе языковой, на равную
защиту закона. Поэтому участникам процесса, не владеющим русским языком,
обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, давать объяснения
на другом языке и пользоваться услугами переводчика (ст. 33 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации"). Конституционный Суд РФ в случае необходимости обязан
обеспечить перевод используемых в конкретном деле материалов, но за счет
стороны, обратившейся в Конституционный Суд РФ. Перевод в процессе самого
разбирательства обеспечивается Судом за счет собственных средств. Однако нужно
иметь в виду, что переводчиком не может быть судья.
Принцип
непрерывности судебного заседания. Принцип непрерывности судебного
заседания означает рассмотрение дела от начала до конца в одном судебном
заседании или нескольких заседаниях подряд. Другими словами - до окончания
разбирательства начатого дела или отложения его слушания суд не вправе рассматривать
другие дела. В соответствии с Федеральным конституционным законом заседания
Конституционного Суда РФ по каждому делу должны происходить непрерывно. Вместе
с тем Федеральный конституционный закон допускает организацию перерывов и
отложение рассмотрения дела. Перерывы организуются для отдыха, т. е. они
охватывают нерабочее время. Кроме этого, перерывы в рассмотрении дела
допускаются при необходимости подготовки участников процесса к дальнейшему
разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих
нормальному ходу заседания. Во всех названных выше случаях заседание после
перерыва начинается с того момента, на котором оно было прервано.
Рассмотрение
дела может быть отложено по почти схожим основаниям:
в случае, если
Конституционный Суд РФ найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в
дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании
вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана
обязательной;
в случае непредставления необходимых
материалов.
Решение об
отложении рассмотрения дела принимается Судом в процессе слушания дела с учетом
мнения сторон (например, при неявке одного из свидетелей стороны могут
согласиться с продолжением рассмотрения дела без этого свидетеля). Если принято
решение об отложении рассмотрения дела, Суд должен указать дату, на которую
переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено,
начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено (ст. 61
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации").
Разница между
перерывами и отложением рассмотрения дела состоит практически лишь в том, что
при объявлении перерыва судейский состав не может приступить к рассмотрению иного
дела, чего не скажешь об отложении дела. Однако Конституционный Суд РФ имеет
особую структуру, при которой дела рассматриваются в пленарных заседаниях и
заседаниях палат. Именно поэтому названный выше закон допускает возможность для
судей, рассматривающих дело в заседании палаты, до принятия решения по делу
принимать участие в рассмотрении дела в пленарном заседании и наоборот.
Принцип полноты,
всесторонности и объективности судебного
разбирательства. Только
в результате полного, всестороннего и объективного исследования всех
материалов, имеющих значение по делу, судом может быть вынесено единственно
верное решение. На всех стадиях конституционного судопроизводства используются
механизмы, способствующие установлению объективной истины по тому или иному делу.
Суд обязан тщательно, внимательно исследовать все имеющиеся по делу материалы,
выслушать доводы сторон, выводы экспертов, в случае необходимости задать
дополнительные вопросы. Активность и инициатива суда направлены на достижение
конечного результата.
Данный принцип,
не названный прямо в Федеральном конституционном законе "О Конституционном
Суде Российской Федерации", закреплен в основных международных актах. В
частности, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских
и политических правах устанавливают, что каждый человек имеет право на
рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом.
Конституционный
Суд РФ обязан собрать все материалы, экспертные заключения, пригласить
необходимых свидетелей,что позволит полно исследовать существо
вопроса. Выводы Суда будут полными только в том случае, если использованы все
возможные средства исследования вопросов.
Неразрывно с
полнотой исследования связана всесторонность самого процесса исследования.
Например, при рассмотрении дела о конституционности нормативных актов органов
государственной власти и договоров между ними Суд проверяет соответствие
содержания норм, формы нормативного акта или договора, порядок его подписания,
заключения, принятия, опубликования или введения в действие и т. д. Таким
образом, всесторонность позволяет проверить все возможные условия соответствия
акта Конституции РФ.
Весь процесс
конституционного судопроизводства направлен на объективное исследование
материалов дела, беспристрастность и непредвзятость в их собирании и оценке.
Еще при вступлении в должность каждый судья приносит присягу, в которой
клянется честно и добросовестно исполнять обязанности судьи, подчиняясь при
этом только Конституции РФ, никому и ничему более (ст. 10). В целях обеспечения
объективного исследования всех материалов по делу Закон устанавливает
возможность отстранения судьи от участия в рассмотрении дела в случаях, если:
-судья ранее в силу должностного положения
участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;
- объективность
судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его
родственных или супружеских связей с представителями сторон.
К гарантиям,
обеспечивающим реализацию принципа полноты, всесторонности и объективности
исследования материалов дела, относятся требования, предъявляемые собственно к
материалам дела, к порядку их получения, к заключениям экспертов, к
выступлениям сторон, свидетелей и т. д. Так, например, не могут быть предметом
исследования и не подлежат оглашению в заседании те документы, подлинность
которых вызывает сомнение (часть первая ст. 65 Федерального конституционного
закона "ОКонституционном Суде Российской Федерации").
Данный принцип, представляется, имеет особое значение для конституционного судопроизводства, так как в отличие от других видов судопроизводств не предусматривает возможности пересмотра принятого решения.
4. Источники конституционного судебного процессуального права.
Основным источником конституционного судебного процессуального права
является Конституция РФ. Именно Конституция РФ в ст. 125 предусматривает
создание федерального Конституционного Суда, его состав, компетенцию, приводит
перечень органов государственной власти и лиц, обладающих правом обращения в
Суд, фиксирует юридическую силу его решений.
Конституция РФ содержит также ряд других норм, определяющих порядок
назначения на должность судей Конституционного Суда РФ (п. "е" ст.
83; п. "ж" ч. 1 ст. 102), необходимость принятия федерального
конституционного закона о нем (ч. 3 ст. 128), фиксирующих иные полномочия Суда
и судей (право Суда выступать с законодательной инициативой по вопросам своего
ведения - ч. 1 ст. 104; право выступать с посланиями к Федеральному Собранию РФ
- ч. 3 ст. 100; право судей присутствовать при принесении присяги Президентом
РФ, вступающим в должность, - ч. 2 ст. 82).
Кроме того, на федеральный Конституционный Суд распространяют свое действие
и общие нормы, посвященные судебной власти в целом (гл. 7 Конституции РФ).
Что касается региональных конституционных (уставных) судов, то Конституция
РФ не содержит прямых указаний относительно них. Между тем конституционная
норма, предусматривающая право субъектов РФ самостоятельно устанавливать
собственные системы органов государственной власти (ч. 1 ст. 77), в
совокупности с нормой, закрепляющей принцип разделения властей (ст. 10), могут
рассматриваться как конституционные основания для формирования органов
конституционной юстиции на уровне субъектов Федерации. Разумеется, собственно
конституции (уставы) субъектов РФ могут содержать нормы, касающиеся данного
вида органов конституционного (уставного) судебного контроля. На сегодняшний
день 44 региональных конституции (устава) предусматривают создание
конституционных или уставных судов.
Следующий источник - федеральные конституционные законы. Среди них
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской
Федерации", устанавливающий правовые основы для всех судов на территории
России, включая конституционные (уставные) суды; специальный закон, детально
регламентирующий порядок образования и деятельности федерального
Конституционного Суда, - "О Конституционном Суде Российской
Федерации"; а также федеральные конституционные законы, не посвященные
непосредственно каким-либо судебным органам, но фиксирующие отдельные аспекты,
связанные с деятельностью Конституционного Суда РФ. Так, Федеральный
конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации" предоставляет право обращения в федеральный Конституционный Суд
Уполномоченному по правам человека в РоссийскойФедерации,
Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской
Федерации" предусматривает полномочие Конституционного Суда, связанное с
проведением референдума Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской
Федерации" впервые закрепляет право субъектов РФ на создание собственных
конституционных (уставных) судов (ст. 27). Нормы этой статьи определяют
полномочия таких судов, порядок их финансирования и юридическую силу их
решений.
Федеральные законы также являются источниками конституционного судебного
процессуального права. Так, Федеральный закон "О прокуратуре Российской
Федерации" предоставляет Генеральному прокурору РФ право на обращение в
федеральный Конституционный Суд с жалобой на нарушение законом конституционных
прав и свобод граждан.
В числе источников конституционного судебного процессуального права
находятся регламенты конституционных, уставных судов. Конституционный Суд РФ
действует на основе собственного Регламента. На основе и в развитие
законодательных норм Регламент регулирует внутриорганизационную деятельность
Конституционного Суда РФ. К примеру, он определяет порядок формирования состава
палат Конституционного Суда РФ путем проведения жеребьевки и т. д.
Статус конституционных (уставных) судов субъектов Федерации на региональном
уровне определяют их конституции, уставы, а также специальные законы о
конституционных, уставных судах1.
Например, статус Уставного Суда Свердловской области определяет гл. 6 Устава
Свердловской области,и Областной закон от 6 мая 1997г. (с последующими изм. и
доп.)2.
Источниками конституционного судебного процессуального права могут быть
также собственно решения Конституционного Суда РФ, региональных конституционных
(уставных) судов. В своих правовых позициях эти суды зачастую формулируют
"недостающие" процедурные элементы, устанавливают новыеправила
конституционного судебного процесса, определяют пределы собственной компетенции
Суда и т. п.
Комментариев нет:
Отправить комментарий