Краткое содержание Постановления Конституционного суда РФ
2 июня 2015 г.
Конституционный суд (КС) признал не соответствующими Конституции РФ положения
ч. 2 ст. 99 Лесного кодекса (ЛК) и постановления Правительства от 2007 года №
273 в той мере, в которой они не позволяют при расчете размера компенсации за
вред, причиненный разливом нефти, учитывать расходы нарушителя по
самостоятельному устранению последствий такого вреда.
Признать данные нормы
не соответствующими Конституции РФ, в том числе по смыслу, придаваемому им
правоприменительной практикой, просила дочерняя компания «Газпром нефти» — ООО
«Заполярнефть».
Основанием для
обращения в КС РФ послужили неопределенность, неясность и двусмысленность
правового регулирования вопроса возмещения ущерба и компенсации причиненного
вреда окружающей среде. Заявитель столкнулся с ситуацией, при которой
добровольное выполнение им восстановительных работ на загрязненных участках,
т.е. возмещение им вреда в натуре, не было учтено судом и не повлияло на
принятое решение по конкретному делу.
При разработке
позиции, изложенной в жалобе, юристы КА «Муранов, Черняков и партнеры» обратили
внимание на то, что указанные положения не соответствуют Конституции РФ. Так,
они обязывали причинителей возмещать вред дважды, без выбора между добровольным
восстановлением и уплатой компенсации. Правоприменительные органы определяли
размер вреда без учета уже понесенных компаниями фактических затрат на
восстановление состояния окружающей среды. А при исчислении ущерба на основе
такс и методик, утвержденных Правительством РФ, применялся принцип кратности,
хотя такая кратность не предусмотрена законом и влечет за собой наложение
чрезмерных санкций.
Подобное регулирование
нарушало конституционно-правовой принцип non bis in idem (недопустимости
двойной ответственности) (ч. 1 ст. 50 Конституции РФ); приводило к
несоразмерному ограничению права собственности заявителя (ч. 1 ст. 35
Конституции РФ) и права на свободу предпринимательской деятельности (ч. 1
ст. 34 Конституции РФ); а также к нарушению вытекающим из ч. 3 ст. 17 и
ч. 3. ст. 55 Конституции РФ принципам сбалансированности затрагиваемых
интересов
в вопросах регулирования
гражданско-правовой ответственности, справедливости и соразмерности
ответственности, предполагающего, в том числе, дифференциацию и
индивидуализацию ответственности при применении взыскания.
Кроме того,
оспариваемое регулирование приводило к нарушению принципа равенства (ч. 1 ст.
19 Конституции РФ), конституционных требований определенности правового
регулирования и недопущения произвольного ограничения конституционных прав (ст.
55 Конституции РФ).
Кроме того, подобное
регулирование не соответствовало основополагающим принципам
международно-правового регулирования вопросов возмещения вреда за экологические
правонарушения.
По результатам
рассмотрения жалобы, представленной заявителем, КС РФ обязал федеральные органы
власти «незамедлительно устранить» выявленные дефекты оспоренных положений
Лесного кодекса и Постановления Правительства РФ и внести в них необходимые
изменения.
До устранения соответствующих дефектов
суды должны учитывать расходы нарушителей на добровольное устранение
последствий загрязнения и уменьшать размер причиненного лесам вреда на величину
таких «необходимых и разумных» расходов.
Дело ООО
«Заполярнефть» подлежало пересмотру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий